Научение с одной попытки



Одна из основных форм научения, которая встречается даже у самых примитивных животных, носит название научения с одной попытки. Это быстрый процесс ассоциирования, когда мы учимся реагировать определенным образом на особенно сильные стимулы. Например, плоский червь может научиться избегать определенного стимула, если этот стимул ассоциировался с ударом электрического тока. У человека может навсегда выработаться отвращение к какому-либо продукту после единственного случая пищевого отравления.

Существует интересная особенность научения с одной по-пытки: для него требуется, чтобы событие произошло всего один раз, а после завершения процесса научение становится чрезвычайно устойчивым к затуханию. Если после употребления в пищу какого-то продукта, к примеру рыбы или чипсов, вы заработали пищевое отравление, то вполне возможно, что даже через много лет — а иногда и всю оставшуюся жизнь — одна мысль о жареной рыбе будет вызывать у вас легкое недомогание, и вы не сможете заставить себя есть рыбу, даже если точно знаете, что на этот раз продукт доброкачественный.

Селигман (1970) утверждал, что именно такие формы научения напоминают нам о влиянии эволюционного прошлого. Научение с одной попытки представляет собой чрезвычайно важную с точки зрения выживания характеристику для всех животных: то, что вызывает болезнь, вполне может быть ядовитым, и, если вы в первый раз остались живы, отказ от этой пищи поможет вам выжить в дальнейшем! Тот факт, что наше отвращение не теряет своей силы даже тогда, когда мы абсолютно уверены в доброкачественности пищи, указывает, что эта форма научения не имеет ничего общего с мышлением. Научение с одной попытки связано с примитивными эмоциональными реакциями. То, что эта форма научения присуща даже таким простым существам, как плоские черви, показывает, что она сформировалась на самых ранних этапах эволюции.

Некоторые разновидности фобий тоже могут быть обусловлены однократным испугом. В то время когда Павлов проводил свои опыты с собаками, его лабораторию залило водой. Некоторые собаки были привязаны к экспериментальным устройствам и, чувствуя, как вода поднимается все выше и выше, не имели возможности спастись бегством. С этого времени у них появился страх перед водой, хотя раньше этого не замечалось. Для формирования страха хватило одного события.